Экспертиза
по делам об административных правонарушениях
особенности и порядок назначения экспертизы / административного расследования
должностным лицом полиции при возбуждении дела об административном
правонарушении
Согласно ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ дело об
административном правонарушении считается возбужденным с момента:
1) составления протокола осмотра места совершения административного
правонарушения;
2) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по
делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 настоящего
Кодекса;
3) составления протокола об административном правонарушении или вынесения
прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;
4) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении
при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного
статьей 28.7 настоящего Кодекса;
5) утратил силу. - Федеральный закон от 09.11.2009 № 249-ФЗ;
6) вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случае,
предусмотренном частью 1 или 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
Таким образом, в указанной части ст. 28.1 КоАП РФ
приведен исчерпывающий перечень оснований для возбуждения дела об
административном правонарушении, среди которых указано определение о возбуждении
дела об административном правонарушении при необходимости проведения
административного расследования.
Инспектор ДПС, как должностное лицо органов
внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ, ст. 23.3 КоАП РФ), в
порядке возбуждения дела об административном правонарушении с целью составления
протокола об административных правонарушениях, сбора необходимых доказательства
по делу, для объективного рассмотрения дела об административном правонарушении
(п.п. 8 и 14 ч. 1 ст. 13 Федерального закона "О полиции" от 07 февраля 2011 года
№ 3-ФЗ), наделен правом вынести определение о возбуждении дела об
административном правонарушении при необходимости проведения административного
расследования (ч. 3 ст. 28.7 КоАП РФ), предусмотренного статьей 28.7 КоАП РФ, в
случаях, если осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия,
требующие значительных временных затрат (ч.ч. 1 и 2 ст. 28.7 КоАП РФ).
Следует отметить, что КоАП РФ не предусматривает
вынесение инспектором ДПС определения о возбуждении дела об административном
правонарушении. Единственным процессуальным документом, предусмотренным КоАП РФ,
является определение о возбуждении дела об административном правонарушении и
проведении административного расследования (ст. 28.7 КоАП РФ).
По окончании административного расследования
составляется протокол об административном правонарушении либо выносится
постановление о прекращении дела об административном правонарушении (ч. 6 ст.
28.7 КоАП РФ).
При этом, необходимо отметить, что Кодекс РФ об
административных правонарушениях не устанавливает критерии и условия "экспертиз
или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат", а
также не определяет понятие "значительности временных затрат" ни по длительности
проведения экспертиз, ни по существу процессуальных действий.
Вместе с тем, согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 28.5 КоАП
РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после
выявления совершения административного правонарушения, в случае, если требуется
дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или
сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об
административном правонарушении, протокол об административном правонарушении
составляется в течение двух суток с момента выявления административного
правонарушения.
Очевидно, что если протокол об административном
правонарушении составлен за пределами установленного законом срока, необходимо проверить законность
и основания такого процессуального
действия инспектора ДПС.
Очевидно, что если протокол об административном
правонарушении не был составлен в указанные выше сроки, но был составлен спустя
двое суток с момента выявления административного правонарушения, и при этом
инспектор ДПС вынес определение о возбуждении дела об административном
правонарушении, что, как указано выше не предусмотрено законом, и без указания в
названии документа, что это связано с проведением административного
расследования, и за тот промежуток времени, что прошел с момента выявления
административного правонарушения и до составления протокол об административном
правонарушении сам инспектор не осуществлял никаких процессуальных действий, но
ожидал представления необходимых доказательства по делу в целях объективного
рассмотрения дела об административном правонарушении, то можно полагать, что
имело место административное расследование.
Так же очевидно, что если протокол об
административном правонарушении составлен в срок не более двух суток с момента
выявления административного правонарушения, а в материалах дела отсутствует
определение о возбуждении дела об административном правонарушении в связи с
необходимостью проведения административного расследования, но присутствуют
определение должностного лица о назначении экспертизы и заключение эксперта,
например, по степени тяжести вреда здоровью, то следует признать, что
административное расследование не проводилось.
Указанные выше нюансы необходимо учитывать при
планировании защиты по делами об административных правонарушениях, впрочем, этих
нюансов и особенностей значительно больше, чем изложено в настоящей статье. |