Информационный портал правовой помощи. Юридические консультации, юридическая помощь, защита прав

Медицинское освидетельствование водителей транспортных средств на состояние опьянения (МОСО)
Порядок и правила проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения
Порядок и правила оформления результатов медицинского освидетельствования на состояние опьянения
Заключение о состоянии опьянения

Медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Алкогольное, наркотическое, токсическое опьянение. Медосвидетельствование, МО, МОСО. Основные принципы проведения медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения

 

Медицинское освидетельствование. Состояние опьянения. Лишение прав
Пункты 2.3.2 и 2.7 Правил дорожного движения. Статья 12.8 КоАП Российской Федерации
Заключение о состоянии опьянения в результате употребления алкоголя

 

Введение

Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 года № 475 "Правила освидетельствования ..."
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации "О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения" от 14 июля 2003 года № 308

Медицинское освидетельствование на состояние опьянения

Медицинские признаки алкогольного опьянения

Акт медицинского освидетельствования, учетная форма № 307/у-05

Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения

Экспертиза, аудит, оценка и рецензирование актов освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и медицинского освидетельствования на состояние опьянения

К вопросу количественного определения алкоголя в биопробах: алкоголь в крови, концентрация алкоголя в крови
содержание абсолютного этилового спирта (этанола) в крови, в выдыхаемом воздухе, в моче
состояние опьянения, легкая степень алкогольного опьянения

Приборы определения, измерения и индикации алкоголя в выдыхаемом воздухе

Пересчетный коэффициент концентрации алкоголя в выдыхаемом воздухе и в крови

Эндогенный уровень алкоголя

Отказ от медицинского освидетельствования

В соответствии с пунктом 2.3.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090, водитель транспортного средства обязан по требованию должностных лиц, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью дорожного движения и эксплуатации транспортного средства, проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

В соответствии с пунктом 2.7 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090, водителю запрещается управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения; передавать управление транспортным средством лицам, находящимся в состоянии опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, в болезненном или утомленном состоянии, а также лицам, не имеющим при себе водительского удостоверения на право управления транспортным средством данной категории или в случае его изъятия в установленном порядке - временного разрешения кроме случаев обучения вождению в соответствии с разделом 21 Правил.

В соответствии с частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

Лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения (ОСАО) в соответствии с частью 6 статьи 27.12 КоАП РФ. Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и оформление его результатов осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо несогласии указанного лица с результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения указанное лицо подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения (часть 1.1 статьи 27.12 КоАП РФ, пункт 10 "Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 года № 475 (в ред. постановления Правительства РФ от 10 февраля 2011 года № 64) в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи (ч. 2 ст. 27.12 КоАП РФ, пункт 11 Правил освидетельствования), о чем составляется протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения (ч.ч. 3-5 ст. 27.12 КоАП РФ, пункт 11 Правил освидетельствования).

Таким образом, законными основаниями направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения являются: отказ от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо несогласии с результатами освидетельствования либо наличие достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, при отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения (часть 1.1 статьи 27.12 КоАП РФ, пункт 10 Правил освидетельствования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 года № 475.

Согласно части 6.1 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Порядок, организация и проведение медицинского освидетельствования на состояние опьянения (медосвидетельствование, МО, МОСО) и оформление его результатов установлен "Правилами освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 года № 475.

В соответствии с указанными Правилами медицинское освидетельствование на состояние опьянения (МОСО) проводится в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности с указанием соответствующих работ и услуг (пункт 13 Правил). Медицинское освидетельствование на состояние опьянения проводится как непосредственно в медицинских организациях, так и в специально оборудованных для этой цели передвижных медицинских пунктах, соответствующих установленным Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации требованиям (пункт 14 Правил). Медицинское освидетельствование на состояние опьянения проводится врачом психиатром-наркологом либо врачом другой специальности (в сельской местности при невозможности проведения освидетельствования врачом указанное освидетельствование проводится фельдшером), прошедшим подготовку по вопросам проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения водителей транспортных средств (пункт 15 Правил). Определение состояния опьянения проводится в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (пункт 16 Правил).

Присутствие понятых лиц при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения не предусмотрено: ни Кодекс РФ об административных правонарушениях, ни Правила освидетельствования не содержат нормы о том, что медицинское освидетельствование на состояние опьянения в организациях здравоохранения должно осуществляться в присутствии понятых (см. также решение Верховного Суда РФ от 22 октября 2009 года по делу № ГКПИ09-1325).

В настоящее время (Октябрь 2016 года) медицинское освидетельствование на состояние опьянения (медосвидетельствование, МО, МОСО) лица, которое управляет транспортным средством, проводится в соответствии с "Инструкцией по проведению медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и заполнению учетной формы № 307/у-05 "Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством", утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 июля 2003 года № 308 в редакции приказов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 10 января 2006 года № 1, от 14 июля 2009 года № 512н, от 15 февраля 2010 года № 85н, от 25 августа 2010 года № 724н, приказа Минздрава России от 05 марта 2014 года № 98н.

В соответствии с указанной Инструкцией медицинское освидетельствование на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством (далее - освидетельствование), проводится в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, включающей работы и услуги по медицинскому (наркологическому) освидетельствованию (пункт 1 Инструкции), освидетельствование проводится врачом (в сельской местности при невозможности проведения освидетельствования врачом - фельдшером), прошедшим на базе наркологического учреждения подготовку по вопросам проведения медицинского освидетельствования по программе, утвержденной приказом Минздрава России от 14 июля 2003 г. № 308 (приложение № 7), прохождение подготовки подтверждается документом произвольной формы с указанием даты выдачи, подписью руководителя наркологического учреждения и печатью учреждения, срок действия документа - 3 года, при изменении порядка медицинского освидетельствования проводится дополнительная подготовка врачей (фельдшеров) (пункт 4 Инструкции).

В силу изложенного и с учетом требований пунктов 13 и 15 указанных выше Правил наличие лицензии у медучреждения и справки у медсотрудника являются юридически значимыми обстоятельствами, по делу об административном правонарушении которые могут быть проверены в суде по ходатайству защиты. К юридически значимому обстоятельству по делу относятся также использованные при проведении медицинского освидетельствования зарегистрированные изделия медицинского назначения индикации и измерения, и медицинские технологии, разрешенные к применению (пункт 7 Инструкции).

Технические средства измерения (приборы), наиболее часто используемые для определения алкоголя в выдыхаемом воздухе при проведении медицинского освидетельствования, и их технические характеристики приведены на страничке сайта "Технические средства медицинского освидетельствования, приборы медицинского освидетельствования, средства медицинского освидетельствования, анализаторы алкоголя, индикаторы алкоголя, алкометры, алкотестеры". Особое внимание следует обратить на условия и правила корректного и правильного использования приборов для определения алкоголя в выдыхаемом воздухе - см. пояснения к таблице "Список приборов, описание которых частично приведено на данном сайте, технические характеристики приборов, особенности применения приборов" и ссылки на страничке "Определение алкоголя в выдыхаемом воздухе, крови, биологических средах организма". Допустимость использования технического средства измерений подтверждается наличием действующего сертификата об утверждении типа средств измерений и свидетельства о поверке средства измерений (наличие соответствующей отметки в паспорте на прибор).

На страничке сайта "Эндогенный алкоголь" рассмотрен вопрос о так называемых нулевых показаниях технических средств измерения.

Заключение о наличии или об отсутствии состояния опьянения результате употребления алкоголя выносится в порядке п. 16 указанной выше Инструкции. Заключение о состоянии опьянения в результате употребления наркотических средств, психотропных или иных, вызывающих опьянение веществ, выносится в порядке п. 17 Инструкции.

Распространено мнение, что при медицинском освидетельствовании сначала должен быть проведен осмотр и обследование освидетельствуемого лица с выявлением клинических признаков, предусмотренных актом медицинского освидетельствования на состояние опьянения, и лишь затем проводится исследование выдыхаемого воздуха (пункт 15 акта). На самом деле это не так. Ни Правила освидетельствования, ни Инструкция по проведению медицинского освидетельствования, ни иные нормативные документы не устанавливают такой порядок проведения медицинского освидетельствования, проводимого в отношения водителя транспортного средства. Медицинский сотрудник вправе начать проведение медицинского освидетельствования с исследования выдыхаемого воздуха (п. 15.1.1 акта), а в промежутке времени между первым (п. 15.1.1 акта) и вторым (п. 15.2 акта) исследованиями выдыхаемого воздуха, провести все необходимые действия, предусматривающие клиническое обследование освидетельствуемого лица (п.п. 6 - 14 акта).

Также, Кодексом РФ об административных правонарушениях, Правилами освидетельствования, Инструкцией по проведению медицинского освидетельствования, иными нормативными документами, при проведении медицинского освидетельствования не предусмотрена распечатка результатов исследования выдыхаемого воздуха на бумажных носителях, то есть приобщение бумажного носителя с записью результатов исследования к акту медицинского освидетельствования на состояние опьянения (см. также решение Верховного Суда РФ от 22 октября 2009 года по делу № ГКПИ09-1325).

Приказом от 25 августа 2010 года № 724н Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации исключила необходимость учета клинических признаков опьянения при вынесении заключения о состоянии опьянения в результате употребления алкоголя при проведении медицинского освидетельствования (медосвидетельствование, МО) в отношении лица, которое управляет транспортным средством и допустимая концентрация абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе.

В соответствии с пунктом 16 Инструкции по проведению медицинского освидетельствования заключение о состоянии опьянения в результате употребления алкоголя выносится при положительных результатах определения алкоголя в выдыхаемом воздухе в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, а именно 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха, при помощи одного из технических средств измерения, проведенного с интервалом 20 минут, или при применении не менее двух разных технических средств индикации на наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе с использованием их обоих при каждом исследовании, проведенном с интервалом 20 минут. В "пункте 16" акта отмечается, что забор биологического объекта для химико-токсикологического исследования не осуществлялся.

Таким образом, положительный результат определения алкоголя в выдыхаемом воздухе в концентрации, превышающей 0,16 миллиграмм на один литр выдыхаемого воздуха, является основанием для заключения об установлении состояния опьянения, и, как следствие, для привлечения к административной ответственности по ст. 12.8 КоАП РФ с последующим административным наказанием.

В этой связи и с учетом примечания к ст. 12.8 КоАП РФ, введенного Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 196-ФЗ, следует согласиться с мнением заместителя председателя Мосгорсуда Фомина Д.А., изложенным в п. 4 информационного письма от 27.08.2013г. № 1-23-20/13, согласно которому: "... заключение о состоянии опьянения выносится при определении в выдыхаемом воздухе при повторном исследовании абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей (не равной!) 0,16 мг/л без учета погрешности прибора. Если при повторном исследовании концентрация абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе составила 0,16 мг/л и менее, то заключение о состоянии опьянения не может быть сделано". Единственное, что следует добавить, данное утверждение не распространяется на вынесение заключения медицинским персоналом, так как в Инструкции по медицинскому освидетельствованию отсутствует соответствующее положение о пороговом значении концентрации абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе более 0,16 мг/л.

Вместе с тем, очевидно явное несоответствие и противоречие данной нормы Инструкции с положением пункта 22 той же самой Инструкции, предусматривающим вынесение заключения о наличии опьянения по результатам химико-токсикологического исследования биологического объекта (кровь или моча), проводимого в установленном порядке, при наличии абсолютного этилового спирта в концентрации 0,5 и более грамм на один литр крови при оказании неотложной медицинской помощи в медицинских организациях лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях и находящимся в тяжелом состоянии. /В первоначальном варианте Инструкции по проведению медицинского освидетельствования от 2003 года, это положение формулировалось так: "заключение о наличии алкогольного опьянения выносится при концентрации алкоголя в крови 0,5 и более промилле" - ред./ (примечание к п. 22 Инструкции) Очевидно, что к этой категории граждан относятся как водители, так и пассажиры и иные участники дорожного движения, а также граждане, не являющиеся участниками дорожного движения, но по тем или иным причинам оказавшиеся участниками ДТП. В соответствии с данной нормой водитель транспортного средства в бессознательном состоянии будет признан управляющим транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения аж при наличии абсолютного этилового спирта в концентрации 0,5 и более грамм на литр крови, что примерно соответствует 0,25 мг на литр алкоголя в выдыхаемом воздухе.

Кроме того, норма пункта 16 Инструкции по проведению медицинского освидетельствования не согласуется с положениями Временной инструкции о порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения от 01 сентября 1988 года № 06-14/33-14, согласно которым врач составляет заключение на основании критериев, изложенных в Методических указаниях по медицинскому освидетельствованию для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения от 01 сентября 1988 года № 06-14/33-14. Согласно этим критериям (медицинские критерии) состояние алкогольного опьянения устанавливается на основе выявления сочетания синдрома алкогольного опьянения при положительных результатах определения алкоголя в биологических пробах.

В отношении граждан, не являющихся водителями транспортных средств, медицинское освидетельствование (медосвидетельствование, МО, МОСО) проводится в соответствии с Временной инструкцией о порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения от 01 сентября 1988 года № 06-14/33-14, согласно пункту 7 которой основой медицинского заключения по вопросу состояний, связанных с потреблением алкоголя, должны служить данные всестороннего медицинского освидетельствования. После его завершения производится отбор выдыхаемого воздуха или биологических жидкостей организма для исследования их на наличие алкоголя. Лабораторные исследования (выдыхаемого воздуха, мочи, слюны) при проведении освидетельствования являются обязательными.

К гражданам, в отношении которых медицинское освидетельствование (медосвидетельствование, МО, МОСО) проводится в соответствии с указанной Временной инструкцией, в частности относятся машинисты, лица летного состава и прочие граждане, в том числе непосредственно связанные с источниками повышенной опасности, например, операторы атомных электростанций. Парадокс, но для этой категории граждан состояние опьянения в результате употребления алкоголя устанавливается при наличии клинических признаков опьянения (синдром алкогольного опьянения) с учетом концентрации алкоголя, определяемой при лабораторном исследовании биологической среды: выдыхаемого воздуха, мочи, слюны. При этом согласно Методическим указаниям "Медицинское освидетельствование для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения" от 01 сентября 1988 года № 06-14/33-14 (приложение № 3 к Временной инструкции Минздрава СССР от 01 сентября 1988 года № 06-14/33-14 "О порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения"), в соответствии с которыми врач выносит заключение (пункт 13 Временной инструкции), легкая степень алкогольного опьянения устанавливается при концентрации алкоголя в крови от 1,0 до 2,0 ‰ (промилле) (для лиц с травмами и заболеваниями, сопровождающимися тяжелым, бессознательным состоянием больного, затрудняющим выявление клинических симптомов опьянения).

В дополнение к Временной инструкции МЗ СССР "О порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения" от 01 сентября 1988 года № 06-14/33-14 Комитетом здравоохранения при Правительстве Москвы была утверждена Инструкция о порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения в учреждениях Комитета здравоохранения г. Москвы, согласно приложению № 3 к которой содержание алкоголя в биологических средах ...с 0,022 промилле до 1 промилле соотнесено с заключением "Установлен факт употребления алкоголя, признаков опьянения не выявлено", то есть с отсутствием опьянения у свидетельствуемого лица.

Отметим, что для указанной выше категории лиц действует положение об отстранении от исполнения служебных обязанностей по факту употребления алкогольных напитков, наркотических средств, психоактивных веществ.

Тем самым, в настоящее время законодатель и Министерство здравоохранения Российской Федерации провели разграничение понятия "состояние опьянения в результате употребления алкоголя" для водителей транспортных средств, для лиц, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях и находящихся в тяжелом состоянии, для граждан, не являющихся водителями транспортных средств и направляемых в медицинские учреждения для прохождения медицинского освидетельствования правоохранительными органами и должностными лицами предприятий, учреждений и организаций по месту работы, а также в отношении иных граждан (см. предыдущий абзац), и граждан, самостоятельно обращающихся в медицинские учреждения с целью освидетельствования. По-существу, законодатель исказил медицинское понятие "опьянение" как в отношении алкогольного опьянения, так и в отношении опьянения, вызванного употреблением наркотических средств, психотропных или иных, вызывающих опьянение веществ, сведя, в конечном итоге, всю процедуру установления данного состояния к выявлению указанных веществ в организме человека. И Минздрав РФ ничтоже сумняшеся поддержал эту инициативу, перешагнув через общепризнанную и пока еще никем не опровергнутую зависимость "доза-эффект". Вот и крутит Верховный Суд РФ утверждая, что "МКБ-10 ... вопросы медицинского освидетельствования на состояние опьянения лиц, управляющих транспортными средствами, не регулирует" (см. ниже). Естественно не регулирует, но четко устанавливает и дает недвусмысленное определение понятию "опьянения" с медицинской точки зрения.

Кроме того, следует иметь в виду тот факт, что ни закон, ни нормативные правовые акты Минздрава РФ, в том числе и Инструкция по проведению медицинского освидетельствования, ни иные акты Минздрава не содержать нормы по установлению состояния опьянения в результате употребления алкоголя при обнаружении алкоголя в моче. Данный факт зачастую не принимается во внимание при судебном разбирательстве по делу, когда положительный результат исследования мочи на алкоголь неправомочно кладется в основу вынесения обвинительного решения по делу.

 

Верховный Суд Российской Федерации решением от 23 декабря 2010 года по делу № ГКПИ10-1458 отказал г-ну Дронову Д. В. в удовлетворении заявления об оспаривании приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 25 августа 2010 года № 724н "О внесении изменений в Инструкцию по проведению медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и заполнению учетной формы № 307/у-05 "Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством", утвержденную приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 июля 2003 года № 308".

В решении Верховного Суда Российской Федерации указано, что с доводом заявителя о неправомерности исключения из Инструкции предписаний, которые требовали от медицинских работников учитывать при установлении состояния опьянения наличие клинических признаков опьянения у освидетельствуемого лица, суд согласиться не может, поскольку положений об учете клинических признаков опьянения при определении результатов медицинского освидетельствования ни в Кодексе, ни в Правилах освидетельствования не содержится. Верховный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что заключение о состоянии опьянения в результате употребления алкоголя может быть вынесено врачом-психиатром-наркологом на основании показаний используемого технического средства измерения с учетом его допустимой погрешности.

Верховный Суд констатировал, что утверждение заявителя о противоречии Приказа Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, десятого пересмотра (МКБ-10), суд считает ошибочным, поскольку названная классификация вопросы медицинского освидетельствования на состояние опьянения лиц, управляющих транспортными средствами, не регулирует.

По мнению Верховного Суда Российской Федерации доводы заявителя о том, что в организме каждого человека присутствует эндогенный алкоголь в объемах, которые определяются в выдыхаемом воздухе освидетельствуемого лица при помощи технических средств измерения, в результате чего лицо признается находящимся в состоянии алкогольного опьянения без употребления алкоголя, не могут быть признаны состоятельными, поскольку основаны на предположениях и опровергаются объяснениями представителей Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации о том, что разрешающая способность методов, используемых при медицинском освидетельствовании на состояние опьянения, на несколько порядков превышает концентрацию эндогенного алкоголя. Таким образом, эндогенный алкоголь не определяется при медицинском освидетельствовании на состояние опьянения и, следовательно, не влияет на его результаты.

Не останавливаясь на противоречивости, необоснованности и ошибочности ряда положений и выводов решения Верховного Суда от 23 декабря 2010 года по делу № ГКПИ10-1458, отметим, что, наконец-то, официально обращено внимание на необходимость учета погрешности технического средства измерения при проведении медицинского освидетельствования: "заключение о состоянии опьянения в результате употребления алкоголя может быть вынесено врачом-психиатром-наркологом на основании показаний используемого технического средства измерения с учетом его допустимой погрешности". Опять же: "может быть, а может и не быть". Остается дождаться, когда Минздрав РФ отреагирует на это заключение Верховного Суда РФ.

Решением Верховного Суда РФ от 28 ноября 2013 года № АКПИ13-1077 приведенная позиция закреплена и установлено признать недействующим первое предложение п. 16 Инструкции по проведению медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, в части вынесения заключения без учета допустимого уровня наличия абсолютного этилового спирта в концентрации, не превышающей возможную суммарную погрешность измерений, а именно 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха.

Спрашивается, и зачем "огород городить" и проводить медицинское освидетельствование по факту употребления алкоголя, если все сводится к соблюдению пункта 8 Правил, когда не требуются ни лицензия, ни обучение по вопросам медицинского освидетельствования, ни специальные познания в области медицины? И чем, в таком случае, медицинское освидетельствование отличается от "полицейского", если от врача не требуется применение каких-либо специальных познаний в области медицины, а достаточно только техническое исполнение процедуры освидетельствования и фиксирование показаний прибора?

 

Согласно пункту 17 Инструкции по проведению медицинского освидетельствования заключение о состоянии опьянения в результате употребления наркотических средств, психотропных или иных, вызывающих опьянение веществ, выносится при наличии клинических признаков опьянения и обнаружении при химико-токсикологическом исследовании биологического объекта одного или нескольких наркотических средств, психотропных или иных вызывающих опьянение веществ, или их метаболитов, вне зависимости от их концентрации (количества).

 

Следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 18 от 24 октября 2006 года в редакции постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 23 от 11 ноября 2008 года "О внесении изменений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.8 КоАП РФ, надлежит учитывать, что доказательствами состояния опьянения водителя являются акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и (или) акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения (ОСАО) вправе проводить должностное лицо, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида, а в отношении водителя транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, войск гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти – также должностное лицо военной автомобильной инспекции (часть 2 статьи 27.12 КоАП РФ). Медицинское освидетельствование на состояние опьянения вправе проводить врач-психиатр – нарколог либо врач другой специальности (в сельской местности при невозможности проведения освидетельствования врачом – фельдшер), прошедший в установленном порядке соответствующую подготовку. Наряду с указанными актами не исключается подтверждение факта нахождения водителя в состоянии опьянения и иными доказательствами (например, показаниями свидетелей). С учетом того, что в силу статей 26.2, 26.11 КоАП РФ акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения являются доказательствами по делу об административном правонарушении, они должны исследоваться и оцениваться в совокупности с другими собранными по делу доказательствами и не могут быть оспорены в порядке гражданского судопроизводства.

Административное правонарушение, квалифицированное по ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ, предусматривает наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

В соответствии с примечание к указанной статье употребление веществ, вызывающих алкогольное или наркотическое опьянение, либо психотропных или иных вызывающих опьянение веществ запрещается. Административная ответственность, предусмотренная настоящей статьей и частью 3 статьи 12.27 настоящего Кодекса, наступает в случае установленного факта употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, а именно 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха, или в случае наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека.

Следует иметь в виду, что закон не предусматривает порядок округления результатов измерений и в законе прямо не предусмотрено как правильно учитывать результаты, превышающие 0,16 мг/л, полученные с использованием приборов, результаты которых отображаются в виде мг/л и трех значащих цифр после запятой. Поэтому концентрация алкоголя в выдыхаемом воздухе 0,161 мг/л будет рассмотрено судами, как превышающее 0,16 мг/л (постановление зам. пред. МГС Базьковой Е.М. от 18.04.2014г. № 4а-534/14) и к такой постановке вопроса следует заранее подготовиться.

Кроме того, в примечании к ст. 12.8 КоАП не оговорены условия проведения исследования, при которых установленный законодателем порог концентрации алкоголя в выдыхаемом воздухе имеет юридическое значение. В частности, не оговорены температура окружающего воздуха и влажность, при которых правомочно применение указанной нормы закона.

При квалификации административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.8 КоАП РФ, необходимо учитывать, что субъектом данного правонарушения является водитель транспортного средства независимо от того, является ли он владельцем данного транспортного средства. В случае вынесения обвинительного постановления Вам грозит наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

При организации защиты в суде в случае привлечения Вас к административной ответственности по ст. 12.8 КоАП РФ по результатам медицинского освидетельствования на состояние опьянения в первую очередь рекомендуем продумать ответ на вопрос об отсутствии каких-либо Ваших возражений, замечаний и записей о Вашем несогласии с действиями ИДПС и с содержанием протоколов в графе "Объяснение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении" и в графе "Объяснения и замечания по содержанию протокола" протокола об административном правонарушении, если таковые обстоятельства имеют место. Естественно, что Ваш ответ должен быть достаточно аргументирован и убедителен для судьи.

Соответствующее требование по обоснованности и убедительности относится и к ответу на вопрос о записи об употреблении алкоголя или лекарственных средств в п. 13 акта медицинского освидетельствования "Сведения о последнем случае употребления алкоголя и лекарственных средств: субъективные, объективные (по документам и другим источникам)".

Наличие положительных решений по жалобам на постановления судов первых инстанций наглядно свидетельствует о целесообразности осуществления защиты вплоть до Верховного Суда РФ (см., например, ссылки на страничках сайта "Основы и принципы защиты прав в судах", "Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении, не вступившее в законную силу. Апелляционная жалоба" и "Жалоба на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении. Надзорная жалоба").

Если Вы не согласны с результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения или медицинского освидетельствования, проведенных в отношении Вас, Вы вправе пройти так называемое "независимое" медицинское освидетельствование в сторонней медицинской организации, имеющей соответствующую лицензию на осуществление медицинской деятельности, включающей работы и услуги по медицинскому (наркологическому) освидетельствованию, и оспорить результаты освидетельствования и медицинского освидетельствования. Также Вы вправе оспорить заключение по результатам освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и медицинского освидетельствования, изложив соответствующие доводы о недопустимости акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, либо в жалобе на постановление по делу об административном правонарушении.

Срок прохождения "независимого" медицинского освидетельствования в настоящее время не регламентирован.

Оценка и интерпретация результатов независимого медицинского освидетельствования - см. страничку "Оценка результатов повторного медицинского освидетельствования, естественное протрезвление, естественное вытрезвление".

Примерное содержание заявления о рассмотрении результатов медицинского освидетельствования на состояние опьянения или заявления, в котором излагаются доводы о нарушениях процедуры медицинского освидетельствования и недостатках проведения освидетельствования, приведено на страничке "Заявление о рассмотрении результатов медицинского освидетельствования на состояние опьянения".

Вопросы медицинского освидетельствования на состояние наркотического опьянения изложены на страничке сайта "Медицинское освидетельствование водителей транспортных средств на состояние наркотического опьянения. Наркотическое опьянение, лишение водительских прав, состояние, симптомы, признаки наркотического опьянения, медицинское освидетельствование на наркотическое опьянение. Порядок и правила медицинского освидетельствования. Порядок оформления результатов медицинского освидетельствования. Заключение о состоянии опьянения".

Дополнительная информация по вопросам медицинского освидетельствования на состояние опьянения изложены на сайте "defender-защита прав в суде".

Информация по организации защиты в суде и возврату водительских прав изложена на страничках настоящего сайта - см. "Карта сайта. Навигация: Правовая помощь, консультации, услуги и защита прав в области дорожного движения". Также, Вы можете получить консультацию и ответы по интересующим Вас вопросам, воспользовавшись контактной информацией, приведенной на страничке "Обратная связь".

-------------------------------------------------------------------------

Уникальное свидетельство беспредела судебной системы в Иркутской области, в целом, и судей, в частности: мировой судья судебного участка № 16 Свердловского округа г. Иркутска Колпакова Екатерина Геннадьевна, судья Свердловского районного суда г. Иркутска Фрейдман Константин Феликсович, судья Иркутского областного суда Слепнев Петр Иванович, в частности, - отмена Верховным Судом РФ постановления и судебных решений при якобы выявленной в результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения концентрации алкоголя в выдыхаемом воздухе 0,0001 мг/л (постановление от 25.10.2013г. № 66-АД13-4). И что же это за такое техническое средство измерений, способное вывить алкоголь в такой концентрации в выдыхаемом воздухе? Как говорится, "наука не в курсе дела", а российские судьи, видимо, даже не были удивлены соответствующим результатом.

Другими примерами неадекватности судебной системы в вопросах оценки результатов медицинского освидетельствования являются постановление Верховного Суда РФ в лице Меркулова В.П. от 03 марта 2014 года № 81-АД-14-1 (отличились судьи Кемеровской области), согласно которому якобы существуют технические средства измерения алкоголя в выдыхаемом воздухе в концентрации 0,03 промилле, и постановление от 03 марта 2014 года № 38-АД14-2 (отличились судьи Тульской области), в основу которого положены результаты тестирования иммунохроматографическим экспресс-тестом содержания наркотических веществ в моче.

Уникальное в своем роде постановление мирового судьи, цинизм сотрудников ГИБДД, готовых пойти на прямую, но явно глупую, фальсификацию материалов дела, но которым, по мнению, председателя Московского городского суда Егоровой О.А., нет оснований не доверять - постановление от 21 мая 2015 года № 5-508/15.

Сотрудники ГИБДД готовы на все, лишь бы состряпать дело и повысить показатели своей так называемой работы - постановление от 27 апреля 2015 года № 5-164/2015.

Несмотря на ничтожный процент положительного разрешения дел по рассматриваемой статье, судебная практика в целом, а также практика Верховного Суда РФ в условиях, когда нижестоящие судебные инстанции единодушно выносят обвинительные постановления и решения, свидетельствуют о том, что следует идти до конца. Главным и определяющим здесь является правильное формулирование и обоснование своих доводов по защите без иллюзии, что суд сам всё это сделает за Вас.

Карта сайта. Навигация
Правовая помощь, консультации, услуги и защита прав в области дорожного движения
 
Основные ошибки, недостатки и недочеты, допускаемые в процессе подготовки к защите и при защите в суде
Первое заседание суда
Основы и принципы защиты прав в суде

Апелляционная жалоба

Надзорная жалоба
Нормативная документация и банк правовых документов
Результаты обжалования нормативно-правовых актов
Информационные ресурсы поиска текстов судебных актов и решений

 

Главная

Введение. Наставление и памятка водителю
Медицинское освидетельствование

Нормативная документация, банк правовых документов Карта сайта. Навигация Обратная связь

 

Copyright © market-mg.narod.ru 2005-2016 Last-Modified 23 октября 2016
Профессиональная помощь и консультации, защита прав
Все права защищены


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Hosted by uCoz